вторник, 17 января 2017 г.

Учитель умеет всё! Учитель умеет всё?

- Мам, наша учительница сказала, что я так хорошо рисую, даже лучше чем она! - радостно прокричал сынишка, едва переступив порог дома. И показывает рисунок с корявыми человечками. Я понимаю, что учительница просто подбодрила, стимулировала интерес к рисованию весьма необычным способом. Эх, знала бы она, чем это закончится?
Сын начал рисовать. Причем всегда и везде, но в художественную школу отказался даже записываться.
- Зачем? Я и так рисую лучше, чем наша учительница!
А учительница для первоклассника была самым что ни на есть эталоном образованности. Ведь она так много знала, учила, рассказывала интересные истории...

Случайно увидел рисунок учительницы... Больше карандаш в руки не брал.
- Мама, она меня обманула! Она умеет рисовать!
Это было первое крупное школьное разочарование. Ребенок твердо усвоил "УЧИТЕЛЬ УМЕЕТ ВСЁ".
С этой уверенностью проучился несколько лет, чуть ли не бросаясь в драку, защищая учителей от "несправедливых нападок со стороны школьников". Он твёрдо усвоил, что если учитель говорит. что чего то не знает или не умеет - это просто для того, чтобы подбодрить ученика, дать тому возможность почувствовать себя в чём-то превосходящим...

Не правда ли, поучительная история?
Дети часто реагируют очень странно на "намёки" и тонко чувствуют обман.
Детская психика - это что-то особенное, не подлежащее классификации. И если взрослых как-то можно подразделить по типам характера, предсказать дальнейшее их поведение, то дети совершенно непредсказуемы.
И это очень хорошо! Выделяющиеся из общей массы послушных и способных учеников, дети требуют особого индивидуального подхода. Хорошо, если найдётся старший наставник, который "возьмёт к себе под крылышко" (может и не самого способного ученика), поможет ему раскрыться, добавит уверенности и поможет адаптироваться к действительности.
Ребенку очень важно слышать слова одобрения, быть уверенным в том, что ему доверяют особое дело, которое никто кроме него не сможет сделать. И пусть это не всегда действительно так, но довольно результативно.

Умные учителя (обладающие хорошо развитым психологическим чутьём) могут так построить взаимодействие с учениками, что те будут очень внимательно относиться к любой полупросьбе и спешить её выполнить.
Надо поддерживать у учеников уверенность в том, что учитель может всё!
Как это сделать?
У каждого свои методы: Кто-то может "прыгнуть выше крыши и свысока поплёвывать на макушки", а кто-то протянет руку помощи в нужный момент, вовремя скажет слово поддержки, "грудью бросится на амбразуру", защищая обиженного, вовремя "даст пинка" заставив двигаться в правильном направлении...
Учителя бывают разные. И методы у них разные.
В моей жизни есть Учитель с большой буквы. Настоящий, знающий, помогающий, направляющий, предостерегающий... И это очень хорошо!

10 комментариев:

  1. Замечательный пост! Спасибо, Ирина Валерьевна! Жду вас в своих блогах "Волшебный фонарик" и Блоге Кота Васьки!!!!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Михайловна! А я приглашаю Вас к просмотру конкурсных работ на сайте ТГПУ. Там очень много интересных работ. Я уже несколько дней просматриваю те. кого "удалось расшифровать".

      Удалить
  2. Ирина Валерьевна, здравствуйте! Новый пост, новое рассуждения и я с ними полностью согласна. Причем все эти слова проецирую на дошкольное учреждение и слово "учитель", заменяла на слово "педагог". Ведь это касается всех педагогов не взирая на организацию в которой он работает.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Юлия Геннадиевна! А я вообще слово "УЧИТЕЛЬ" понимаю ещё шире: это учитель жизни, передающий свой опыт молодому поколению, разделяющий заботы и хлопоты старшего поколения, делящийся знаниями со сверстниками.
      В данном посте я сделала больше конкретику на школьного учителя (примеры), но это, как Вы правильно заметили, можно отнести ко всем Педагогам.

      Удалить
  3. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! А ведь в профессии библиотекаря тоже бывают такие ситуации... Почти не читающий ребёнок часто ходит в библиотеку, ничего не выбирает, но активно общается с библиотекарем, рассказывает... А когда спрашиваешь:"А зачем приходил в библиотеку?" - отвечает:"Просто поздороваться..." А вот взять эту ситуацию в свои руки и предложить то, что нравится мне. Интересно, согласится? Спасибо, Ирина Валерьевна! Вы натолкнули на идею...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Федоровна!А Вы попробуйте начать рассказывать какую-то историю, только не вкратце, а с подробностями и своими пояснениями, время от времени превращая рассказ в диалог. Потом, как будто времени у Вас больше нет, предложите книгу почитать, и в следующий раз самому рассказать Вам и побеседовать. Каждый ребенок, особенно если он идёт на контакт с взрослым добровольно, "клюнет на удочку". И тут главное не ошибиться с книжкой. Чтобы она действительно была ему интересна. Потом расскажете. как получилось?

      Удалить
    2. Да, классная идея. Ребенок может так увлечься предложенной книгой, что потом уже самостоятельно выберет направление и интересы. Может, он и правда пока не знает, что хочет. Но ведь здорово, что он разговаривать идет. Раз идет - значит ему что-то нужно. И хорошо, когда ему не скажет взрослый: "Не мешайся тут. Если ничего не надо - иди домой". Он то пойдет... Но домой ли...Так и получаются "уличные дети".

      Ирина Валерьевна, спасибо за статью. Детей действительно сложно обмануть.

      Удалить
    3. Здравствуйте, Ирина!
      Разговаривать с ребенком надо всё-таки с оглядкой на возраст. С детства можно "рассказывать сказки", то есть немного фантазировать-привирать, но потом это выливается в очень интересные случаи.
      Помню, как-то одна из моих воспитанниц в 5 классе (я с ней ещё с садика, с 4-х лет), подошла ко мне и "на ушки" говорит: "А помните, Ирина Валерьевна, как Вы нам рассказывали о...? Так вот, на самом деле..."
      Ребенок подумал, что я этого не знаю, и попытался меня научить, поделиться знаниями. Знаете, как я обрадовалась! Это значит, что она не только помнит мои рассказы, но и искренне "занимается моим пополнением знаний".
      Это самая большая награда для любого человека, тем более для педагога.

      Удалить
  4. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Спасибо Вам за этот пост!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена Алексеевна! Я рада, что Вам понравилось.

      Удалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Поверьте, это очень легко! Но будьте ооочень аккуратны!
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]