четверг, 19 ноября 2020 г.

Как мы делали закладки для книг. Ностальгия

Сейчас школьникам не надо особо волноваться о том, где найти яркие листочки бумаги для аппликации, да и всё необходимое можно просто купить в магазине, даже всевозможные заготовки с инструкцией что и куда приклеивать, что где загибать, что куда просовывать. А вот когда я была ученицей начальных классов мы собирали яркие картинки, фантики, обертки от шоколадок, коробочки, чтобы потом использовать это на уроках труда. 

Только вы не подумайте, что наши квартиры были похожи на мусорные свалки, где просто громоздятся ящики с бутылками, бумажками и прочим вторсырьём.
Нет-нет! Просто в те далёкие времена яркие и красивые (необычные) вещи были редкостью.
Помню, сказала нам Мария Филипповна, что завтра на уроке труда будем делать закладки для книг. Принести надо было разноцветные листики, кусочки фольги от шоколада, ножницы, тряпочку для вытирания парты, и сварить клейстер.

Разноцветные листики я нашла - не долго думая отодрала обложки от новых тетрадей (ох, и досталось тогда мне от мамы за порчу вещей!), отличный кусок фольги у меня лежал ещё с Нового Года. Дедушка привёз мне из Москвы отличный набор шоколадных конфет, каждая из которых была обернута в настоящую "звездчатую" фольгу.

Ну про то, как аккуратно разворачивали каждую конфетку, потом эту фольгу распрямляли и "разглаживали" ногтем, стараясь делать это максимально осторожно чтобы не порвать такую ценную вещь. А ещё эта бумага фольга была просто необыкновенной. потому что переливалась настоящими галографическими звездами!

Сейчас такая бумага листами продаётся в магазинах, так что, думаю, каждый видел, но в то далёкое время это было сродни чуду.
И было у меня таких оберток от конфет целых 20 штук, размером 10 х 10 сантиметров.
Недолго думая, я взяла их все. Кто знает, сколько нужно материала для выполнения закладки?
Клейстер мне сварила мама, целую поллитровую банку: "Вдруг кто из ребят не принесёт, поделишься"

И вот иду я на следующий день в школу, в портфеле куча бумажек, ножницы, кисточка, тряпочка, а в руках поллитровая банка с клеем. Несу осторожно, чтобы не разбить. Гордо вхожу в класс и меня встречают дружным хохотом. Ничего не понимая смотрю на учительницу, а та кивает на подоконник, где ровными рядами стоят банки всех размеров с клейстером. Оказывается не одна моя мама позаботилась "о тех, кто забудет".

Я тоже засмеялась, а когда следом за мной ввалился Генка с трёхлитровым балоном с клеем и весёлым гордым воплем: "Во, на всех сварил!", полкласса попадало кто на парты, кто на пол, а Мария Филипповна, забыв, что она строгая учительница, расхохоталась в голос.
Громче всех ржал Генка. Такой он парень-весельчак.

С трудом успокоив нас, Мария Филипповна сказала: "Ну раз у нас так много клейстера - не есть же нам его? Придётся немного изменить тему урока. Все сегодня принесли фрукты на завтрак?" - "Да-а-а!" - "Будем делать папье-маше!"

Тут мы все обрадовались, потому что папье-маше - это удивительное занятие. Но для папье маше нужна газетная бумага. И это не проблема: у меня все учебники обернуты газетами. Быстренько обложки содрала и в дело!

Вытащили мы яблоки, нарвали газеты мелкими кусочками, первый слой обклеили яблоко просто газетной бумагой, смоченной в воде (чтобы бумага к яблоку не прилипла), второй слой - бумагу смазывали клейстером и приклеивали поверх мокрой. И так слой за слоем.

В конце урока Генка сбегал в буфет и выпросил поднос, на который мы все выложили свои поделки, чтобы они просохли. Почти весь клей и израсходовали на папье-маше, не жалели, мазали толсто...

А вот на следующий день мы делали закладки для книг, потому что наши яблоки не высохли (сохли почти неделю!).

И вот теперь расскажу, как это было.
Брали листик бумаги, и размечали его на три полоски по ширине линейки (как-то в то время особо не озабачивались понятием "сантиметр". всё делались практически на глазок). Сворачивали по сгибу вдоль линий: получалось серединка, и две полоски "внахлёст.
Ну вот как-то так:


Потом сворачивали листик пололам, и в серединке делали равномерные надрезы до края границы.
Потом листик распрямляли - получалось, что в серединке "треугольники".
Вот их через один заправляли друг в друга, получался такой "узор"
В середину вкладывалась фольга или яркая бумажка, а стороны "внахлёст" склеивались между собой.

Получалась объёмная закладка, куда ещё можно было прятать тайные записки.

А через неделю мы доделали яблоки из папье-маше, но это уже другая история.

16 комментариев:

  1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! А ведь мы тоже такие в начальных классах делали, я и забыла! Спасибо, что напомнили!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталия Викторовна.
      У нас, поколения 60-70-х годов много общего - школьные программы были одинаковыми, единственная разница - кто-то что-то выучил раньше, кто-то позже.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Первая часть Вашего поста - готовый рассказ в книгу "Школьные-прикольные истории". Читала и улыбалась.
    Такие закладки мы не делали, а вот ребята приносили на выставку закладок (наверное тоже мамы или бабушки научили!).
    Я в детстве, обычно, вырезала что-нибудь из старых открыток, которые раньше люди присылали к праздникам, и наклеивала на кусочек картона.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Антонина Валерьевна!
      Да, если бы кто издавал подобные книги, я бы с удовольсьвтем поучаствовала с рассказами.
      Даже на благотворительной основе.
      А открыток раньше было очень много...

      Удалить
  3. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Я вспомнила свое детство, мы тоже делали такие закладки. Да, клейстер - это это супер вещь! Все клеили с ним. Для кукольного кружка делали головы героев из папье- маше, на уроки труда носили сваренный клей и еще хвалились: у кого лучше, у кого без комочков. Спасибо, Ирина Валерьевна за приятные воспоминания о детстве.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталья Владимировна!
      А сейчас образовался самый настоящий бизнес - изготовление поделок для школы и детского сада.
      Некоторые родители готовы платить, лишь бы не заниматься самим.
      А когда я узнала, что старшеклассницы на уроках технологии.... учатся пришивать пуговицы и делать бутерброды - была просто поражена!
      В наше время мы умели всё делать.

      Удалить
  4. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Да, порой мы подолгу гадаем, откуда в нас та или иная черта, отчего мы поступаем так или иначе.
    Ключи к разгадке лежат в детстве, события которые отправленны на дальние полки подсознания и оттуда управляют нашими мыслями и поступками.
    Спасибо, Ваша ностальгия - это путешествие в "Страну детства" в поисках ответа на вопросы сегодняшнего дня...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена Владимировна!
      Я часто рассказываю о своих школьных годах, когда увижу в каком-то блоге подходящую тему.
      Очень хочется, чтобы современные ребята узнали о том времени, когда ещё даже их родители не родились)))
      Вот и пишу время от времени ностальгические "мемуары".

      Удалить
  5. Здравствуйте, Ирина Валерьевна. Так настроение подняли с утра. Спасибо. А я помню как нам учитель сказала принести на урок труда упаковку от зубной пасты. Большинство ребят принесли тюбики от маминых кремов, зубных паст и так расхваливались как они выдавливали мамин крем в раковину, а потом получали от мам. А на урок надо было принести картонную коробку из под пасты. Делали крокодила. На всю жизнь запомнила эту чудную поделку. По поводу того, что клейстера много было у вас, а ведь раньше так и воспитывали, положи еще и другу. Я даже пинал собирала и всегда ложила ручки и карандаши, а вдруг кто забудет.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Викторовна!
      Я тоже в пенале много носила запасных вещиц.
      Помню, писали мы в первом классе перьевями ручками, там у меня этих пёрышек-вставочек было полный отдел.
      Раньше у нас пеналы были деревянными, с отодвигающимися крышками, а там шесть отделений: для карандаша, для кисточки, для ручки, для запасных пёрышек, для стёрки и для перочистки.
      И всё так удобно!

      Удалить
  6. Точно! Точно! Мы тоже именно такие и делали!)
    Здорово, что напомнили , Ирина Валерьевна!
    А я сегодня про промокашки на уроке вспоминала - "Аля , Кляксич и буква А" читали. Первоклашки аж рты пооткрывали)), я еще из запасников (вот же - старая привычка:)) достала промокашку, дала пощупать. так забавно! - другая эпоха)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, здорово!
      А я показывала как писать пёрышком с тетрадке.
      Самое интересное, что никто из современных детей не смог повторить.

      Удалить
  7. Ирина Валерьевна, замечательная история. Добрая и милая, согревающая душу. И лишний раз напоминающая о том, что ценность вещей не в количестве денег, на них потраченных, а в творчестве, вдохновении, воображении.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я вот всё хочу показать, что совсем не обязательно выбрасывать "мусор", из которого потом можно сделать прекрасные вещи.
      Но почему то всё чаще вижу ухмылки, а ещё высказывания "Мы в состоянии купить..."
      Но ведь умение и навык не купишь.

      Удалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Поверьте, это очень легко! Но будьте ооочень аккуратны!
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]