пятница, 26 марта 2021 г.

ИТНШ - события, факты, мнения (взгляд со стороны). День второй

Состоялось открытие ИТНШ. Прямой эфир. Солнечный Питер - это так символично! Чувствуется, что будет что-то интересное. С некоторым запозданием подключаюсь ко второй студии, чтобы найти ответы на интересующую меня тему о ЕГЭ. Ну вот как можно обучаться, если нет привычных разделений на классы, нет стандартных программ для обучения, а значит нет "натаскиваний на решение тестов", чем так упорно занимаются в обычных школах. Ожидала увидеть что-то типа описаного в книге «Я хочу в школу» Андрея Жвалевского, Евгении Пастернак.

Старшая школа: что кроме "успешно сдать ЕГЭ"?
Смирнова Зинаида Юльевна, модератор, СПБ ЦОКОиИТ
Какие образовательные результаты первостепенны для старшей школы?
Обсудим вопрос с педагогами Лицея ВШЭ. Как примирить противоречия между ожиданиями родителей по поводу 100 баллов на ЕГЭ и ориентацией Лицея на учебно-исследовательскую и проектную деятельность? Что такое Теория познания, как менять направленность обучения, как педагоги принимают участие в управлении Лицеем?
В обсуждении принимают участие 
- Шибалина Дарья Валерьевна - заведующая кафедрой исследовательской и проектной деятельности учащихся;
- Шалаева Анастасия Владимировна - преподаватель Теории познания, сотрудник кафедры исследовательской и проектной деятельности учащихся;
- Гиринский Александр Андреевич - заведующий кафедрой ТОК (Теории познания);
- Космидис Елизавета Алексеевна - руководитель направлениях гуманитарных наук;
- Ивашко Дарья Павловна, преподаватель цифрового права и обществознания.


Очень интересно рассказали о научно-исследовательской работе, о выборе изучаемых предметов учениками, но это всё идёт "сверх" учебной нагрузки, так как я поняла, параллельно с этим проводятся в Лицее и обычные занятия "с натаскиванием на выполнение тестов". Всё-таки ЕГЭ пока никто не отменял. И больше всего обучение задействовано на личной ответственности ученика, который помимо научной деятельности и углубленного изучения выбранных предметов обязан выполнить школьный минимум и сдавать все пропущенные темы. Да, ему помогут кураторы, но оправдана ли такая нагрузка?
Все мы (родители и учителя) прекрасно понимаем, что основная школьная нагрузка в выпускных классов очень велика и непропорциональна. Каждый учитель даёт свой предмет с учетом возможности сдать ЕГЭ. И не важно, выбрал ли этот предмет ученик для сдачи - он обязан освоить программу-минимум (точнее говоря - сдача на троечку).

Ещё одна тема, которая меня заинтересовала, это "Современные подходы и инструменты оценки качества образования" 
Тюрина Наталья Владимировна, начальник управления проектов в области образования и в социальной сфере, Дирекция государственных проектов МИА «Россия сегодня» (Москва)
Фрадкин Валерий Евгеньевич, методист СПбЦОКОиИТ (модератор дискуссии)


То есть, снова разговор о том, что надо не только уметь учить, но и уметь отчитываться без ущерба времени, отпущенного на это самое образование.
Самая важная на мой взгляд тема - это непонимание "верхов и низов" в необходимости этих проверок. Учителя сами знают возможности каждого ученика, стараются работать именно с учетом индивидуальных способностей ученика, но вот проверка уравнивает всех, сводит к нулю именно систему инливидуального подхода к обучению.
К чему это делается? Чтобы в очередной раз "доказать", что обучение в специализированных школах больших городов (не говоря уже о столичных школах) на порядок выше? А никто не обращает внимание, что в одних школах суперсовременные возможности, а в других, простите, всё ещё интернета нет?
Вот и разрабатывайте все эти проверки в соответствии с возможностями школы. Но никто почему-то не хочет этим заниматься.
Конечно, гораздо проще "спустить сверху указание" и заставить. Но, положив руку на сердце, признайтесь, что все эти проверки только мешают образовательному процессу. Почему? Элементарно - посчитайте, сколько плановых уроков "пропадает" из-за необходимости готовиться к этим самым проверкам? Если проводить всё это без подготовки - то результаты будут плачевными. А каждой школе (каждому учителю) хочется показать как можно лучшие результаты (чтобы не быть наказаными теми же самыми "людьми сверху"). Парадоксально - но факт.
А такие критерии как "профессиональная компетенция учителя" могут довести до белого каления любого учителя "с низов", который с загрузкой 40 учеников в классе... 
Прозвучавшая в начале беседы ироническая фраза "в наше время все разбираются в медицине и образовании" прошла нитью по всей теме, и как горькое послевкусие: чем выше по должности находится чиновник, тем больше он убежден в том, что лучше учителя знает как надо учить (хотя, возможно, сам никогда учителем то и не был).
Цитата темы: "Сколько поросёнка не взвешивай - он толще не станет"

Ну и естественно меня, как маму, бабушку не могла заинтересовать вот такая тема "Благополучие школьника как критерий оценки качества образования. Требование времени или спорный вопрос?"
Поливанова Катерина Николаевна, д.п.н., профессор НИУ ВШЭ
Смирнова Зинаида Юльевна, модератор, СПБ ЦОКОиИТ
Обсуждение статьи «Новый образовательный дискурс: благополучие школьников» с автором - Катериной Николаевной Поливановой, профессором Института образования НИУ ВШЭ, руководителем Центра исследования современного детства.
Мы привыкли, что качество образования - это предметные и метапредметные результаты, которые проявляются в результатах ГИА, олимпиадах и конкурсах. А как чувствует себя ребенок в школе, как переживает пору своего "беззаботного детства" - и такое ли оно беззаботное в эпоху "высоких образовательных результатов"?


Начинается в записи со времени 1.06. https://conf.spbcokoit.ru/program/90
Это просто потрясающая беседа! Согласна со всеми аргументами. Такое ощущение, что это мои мысли. 
И о том, как "запугивают" детей, и о том, как навешивают штампы, и о том, что несмотря на индивидуальный подход к каждому учащемуся действует система уравнивания.
И о том, что довольно спорно, что успешный человек после школы обязательно должен поступить в ВУЗ.
И об отсроченной мотивации... "Не выучишь это правило - не напишешь контрольную", что дети этого не воспринимают.
И есть ли связь между благополучием и мотивацией к учению?
А вот эти якобы "анонимные" анкеты с вопросами, когда учителя говорят, что никто не будет выяснять кто что написал, чтобы дети писали честно, но мы же знаем, что ребенок-школьник это "тёртый калач", которого просто так не проведёшь.
И о том, что дети практически никогда не говорят о своих истинных чувствах и отношению к школе, и что это и особенность их развития, и в большей мере некая вина взрослых, которые ожидают от них определенного ответа.
Цитата темы "...по настоящему гуманитарный класс, в котором собрались дети не потому, что у них тройка по математике, ..."
И очень важный вопрос: что должно измениться в школе, чтобы благополучие ученика стало не менее значимым, чем учебные успехи учащихся.
Это надо посмотреть. Возможно, для кого-то всё это не будет таким уж "открытием", но послушать разъяснение автора статьи, точнее ответы на возникшие вопросы - это весьма прелюбопытно.

Это пока всё, чем мне запомнился второй день ИТНШ. 

4 комментария:

  1. Ирина Валерьевна, если бы все мамы и бабушки интересовались школьными проблемами, как вы, как было бы здорово!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Михайловна, тогда многие специалисты за голову бы хватались.
      Не все же так "глубоко копают", прежде чем "выдать на-гора", многие просто забросали бы ненужными подробностями и вопросами "а почему?" там, где вполне можно разобраться самому.

      Удалить
  2. Доброе утро, Ирина Валерьевна. Спасибо за сообщения о работе конференции. Я заглядываю на её странички, но поверхностно. Интересно, что сегодня выступают Лилия Павловна, Наталья Ивановна и Эльвира Ульфатовна. Краснодар! Приятно, что нам удалось встретиться на Невском, выпить по чашке кофе и немного пообщаться. Удачи всем участникам и плодотворной работы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Любовь Семеновна!
      Я тоже жду этого вебинара.
      Очень хочется посмотреть "со стороны" на работу друзей-единомышленников

      Удалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Поверьте, это очень легко! Но будьте ооочень аккуратны!
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]